Почему я так думаю? - спросите вы. Да потому что это подтверждает вся новая история России. Такую параллель можно провести во многих областях, но в зарождающемся Российском фешен-бизнесе она наиболее наглядна. И это предопределяет путь развития этого бизнеса в нашей стране. Но давайте вместе попробуем пройти по этому пути из прошлого в будущее
В 1989 году выйдя из проходной авиационного завода в звании инженера и трудовой книжкой в руках, я уже знал, как буду зарабатывать деньги. Я правда и до этого их зарабатывал, помимо зарплаты, но это было очень сложно и не совсем законно. Хотелось это делать на свободном рынке, а не под надзором комитета ВЛКСМ. И это был как раз шоу-бизнес. Правда в те далекие времена эту деятельность так не называли.
В совке, тогда еще Союзе, нельзя было законно получать деньги за организацию массовых мероприятий – дискотек и концертов, если ты не являлся работником гос- мос-концерта или филармонии. Можно было купить «ксиву» этих организаций, но я пошел более сложным путем. При институте культуры был организован курс для ведущих массовых мероприятий и дискотек Москвы и области, где нам преподавали сценическое мастерство, и обучали искусству публичных выступлений. Работали с нами преподаватели из театральных ВУЗов Москвы.
Получив, по окончании курсов, заветные удостоверения, мы уже могли, на законных основаниях, заключать коммерческие договора с гос. предприятиями и учреждениями и получать деньги за свою работу. Кстати с этого курса вышли диджеи, чьи имена получили большую известность, а многие стали солистами музыкальных попсовых групп.
Вот так я сделал первый шаг в свободный рынок шоу-бизнеса, где за вечер зарабатывал месячную зарплату инженера. Потом меня пригласили возглавить молодежный центр МГУ на Ленинских горах. Крутое тусовочное место было, по тем временам. Клубная жизнь в Москве только зарождалась. После этого работал с попсовым коллективом и объездил с гастролями пол страны.
Вся эта музыкально-тусовочная жизнь позволила мне взглянуть на зарождающийся в нашей стране, шоу-бизнес изнутри. И когда ты видишь, как работает этот механизм, легко понять в какую сторону движется эта «машина» и что в конце пути.
Праздник в жизни не может длиться вечно, и от вечной тусовки устаешь. Да еще понимание то, что на этом пути заработать может только продюсер, который вкладывает «бабки», а все остальные просто пешки (включая солистов, музыкантов, администраторов и прочих участников тусовки), решил завязать с этим весельем и уйти зарабатывать деньги в продажи. Кстати подтянул к этому процессу друзей музыкантов, тех кто устал работать за «идею».
Первый открытый магазин одежды начал приносить денег в разы больше и что самое главное, контроль над этим доходом, я осуществлял сам, и не от кого не зависел. Потом были открыты еще магазины, но это уже другая история.
Если вас не утомило столь долгое вступление в тему, то продолжим двигаться дальне в поиске параллелей и пересечений шоу и фешен бизнесов.
Пока наши композиторы «драли» музыку с западных хитов, наши швейники строчили подделки западных брендов. Пока наши продюсеры возили по всей стране попсу и устраивали концерты под «фанеру» на стадионах, продавцы-швейники заполняли своим товаром вещевые рынки, на тех же стадионах. Народ возмущался концертами под «фанеру», но деньги за билеты платил. И этот же народ покупал «тряпки» на рынке, возмущался качеством, но все равно покупал.
Выбор в те времена был невелик. Брали то, что дают.
Время шло и рынок начал приобретать цивилизованные формы. В России открылись представительства пяти крупнейших западных фирм грамзаписи, или, как их еще называют, мейджоров: EMI, Warner, BMG, Sony и Universal и стали заключать контракты с нашими артистами и группами. Фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе.
В легпроме с 1992 года шла активная приватизация предприятия и рынок пошива одежды становился частным. В конце 1993 года почти все предприятия перешли в частные руки, но тут вмешался Китай. Рынки стали активно заполняться азиатским ширпотребом, и швейники дрогнули.
Предприятия стали банкротиться, земля и стены пошли с молотка и только мелкие цеховики еще держали «оборону» и заполняли рынки собственной продукцией. Но фешен-бизнес тоже не спал. В 1994 году в ЦКЗ Россия впервые проходит неделя высокой моды с участием первых звезд мировой величины. Россию на этой недели представлял Валентин Юдашкин. С тех пор Московские недели моды несколько раз меняли названия, и теперь проходят два раза в год. И участвуют в них в основном Российские дизайнеры. То есть мода в России как бы есть, но…..
Российский шоу-бизнес ориентированный на конкретных потребителей. Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.
Российский фешен-бизнес ориентирован на «богатый внутренний мир» самого дизайнера. Ему плевать на рынок и на потребителя. Самовыражение и желание дотянуться в своем творчестве до мировых лидеров, вот, что является движущей силой Российских дизайнеров.
В шоу-бизнесе главным лицом является не артист, а продюсер, который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары.
Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».
В нашем фешен-бизнесе сам дизайнер настолько велик в своем творчестве, что плохо продает «свое искусство» сам и не продается никому. Он настолько «велик», что ему не нужна реклама и СМИ, и ему плевать на вкусы потребителей. Вот такое возвышенное отношение к собственному творчеству отпугивает потенциальных инвесторов (продюсеров), а без них невозможно построить фешен-бизнес именно как бизнес – процесс, формирующий постоянный денежный поток в виде прибыли.
Главная аксиома Российского шоу-бизнеса - ничего и никогда нельзя заработать на выпуске альбома. Артист зарабатывает только благодаря гастрольным выступлениям. То есть продает себя непосредственно зрителю.
Такая же аксиома есть и в фешен-бизнесе. Ничего и никогда, нельзя заработать участвуя в неделе моды. Дизайнер зарабатывает только благодаря массовым продажам, донося свое творчество в виде готовых изделий непосредственно до магазина и покупателя. Но об этом многие, по- моему, забывают.
И что мы имеем на сегодня?
А имеем мы огромную «дикую» толпу молодых (и не очень) раша-дизайнеров, на которых пытаются заработать все, кому не лень.
Еще несколько десятков «Модных домов», которыми руководят «бабушки русского дизайна» и уже много лет варятся в собственном соку, обслуживая лояльных к ним клиентов.
Так же наблюдаем периодические «вбросы бабла» в отдельных (как правило родственников) дизайнеров, которые заканчиваются полным фиаско.
И как апогей раша-фешен-бизнеса, попытки раскрутки отдельных брендов с привязкой к имени дизайнера. Но все эти попытки сводятся к одному – производство «жесточайшего» ширпотреба для маркетплейсов и роста продаж за счет конкурентоспособной цены.
Вот в таком тупике мы находимся уже много лет и выход из него никто не ищет. На сколько я понимаю, всех устраивает существующее положение вещей, потому что каждый верит в «собственное гениальное Я» и надеется на чудо. А в шоу и фешен бизнесе чудес не бывает. Здесь главенствует точный расчет и правильные вложения больших денег. И что самое главное – умение создавать ценность для своего продукта.
ЦЕНА и ЦЕННОСТЬ, это полярные понятия.
Цена важна на гос. тендерах и в магазинах фикс-прайс. Создание ценности продукта помогает удерживать клиента как можно дольше, что дает высокий LTV (жизненный цикл клиента).
Но в мире раша-фешен создание ценности для своего продукта пока непосильная задача для наших дизайнеров. А ведь ценность продукта, это добавочная стоимость, которую получает клиент с помощью вашего продукта в своей цепочки создания стоимости. И мы это прекрасно видим, когда читаем отзыва клиента на Wildberries. Практически каждый в своем отзыве пишет мнение о цене приобретенной вещи. А это тупик, когда приобретенную одежду оценивают по цене.
Раша-шоу-бизнес нашел подход к своей аудитории и хорошо ее «окучивает». Да и имена всех успешных продюсеров на слуху. Конечно на мировом рынке никто из них не котируется, но «совок» дает хорошую финансовую отдачу. Радио, телевидение и все другие возможные СМИ им активно помогают качать деньги и про себя не забыть.
В фешен-бизнсе все наоборот. Каждый гребет маленьким совочком исключительно под себя. И гребут они с одной целью – засыпать свои старые «творческие какашки», а потом произвести новые и опять засыпать их с маниакальным упорством. При таком процессе о деньгах не может быть и речи. И о дизайне тоже. Только о производстве одноразового продукта под своим брендом.
По аналогии с шоу-бизнесом, никогда музыканты из сельского клуба не станут знаменитыми, если ими не заинтересуется известный продюсер. Так и наш дизайнер, никогда не станет известным и богатым, пока будет тратить свое время на свой убогий бизнес, а не на дизайн.
Дизайнер должен продавать свой талант, свои умения, свое видение мира и его восприятие. Любой качественный продукт на рынке, это коллективное творчество и профессиональное продвижение. Но в нашей стране, это поняли только графические дизайнеры. В одежде – полный застой.
Иногда мне кажется, что это заговор против развития легрома в России. Но на самом деле это беспросветная дремучесть тех, кто должен развивать производство и продажи модной Российской одежды.
Весь инфобизнес набросился на дизайнеров и старается учить их бизнесу и продажам. Если это реальные дизайнеры с высоким творческим потенциалом, то учить их надо продавать СВОЕ ТВОРЧЕСТВО, а не строить мутный микро-бизнес.
Должность продакт-менеджер извратили до неузнаваемости. Теперь эти ребята и девчата размещают заказы на производствах. Арт-директора исчезли как класс. Какой АРТ, если нет других задач, как вовремя грузить маркетплейсы.
Байеры вроде есть, но на нашем рынке им работать не особо нравится. Находят дизайнера с образцами, так у него нет товара в нужном объеме. А если находят ТМ с товаром, так у них нет денег на выкуп. Все хотят на реализацию, да еще с возвратом остатков.
Недели моды, это вообще мрак. Ярмарка тщеславия, не имеющая никакого отношения к бизнесу. Организаторы просто рубят бабки за то, что они устроили этот цирк. Подготовкой мероприятия никто не занимается. В зале одни любители горячих репортажей с места событий. А где инвесторы, байеры, где отчеты о заключенных контрактах. Где предварительная работа с заинтересованными инвесторами и «продактами» (настоящими). Где отбор дизайнеров под нужды заинтересантов. Нееее, у нас это просто ярмарка тщеславия и не более.
А где дизай-бюро, которые помогают компаниям разрабатывать новые коллекции и быть в тренде. Подчеркиваю, КОМПАНИЯМ, а не отдельным частным энтузиастам дизайнерского дела. Все, что есть, полная профанация. Все кричат, что фешен есть, а профи на рынке нет. Все, кто себя называют профи, просто врут. Когда спрашиваешь об их успехах и достижениях, отмалчиваются или прикрываются мнимыми договорами о неразглашении. Тоже смахивает на цирк с конями.
Так что в итоги мы имеем – дизайнеров без дизайна (зато предприниматель и ИПешник), модные показы для собственного самолюбия, но без бизнес-проектов, байеров без денег, модные бюро без бизнес-кейсов и инфобизнесменов, впаривающих разную «дичь» молодым дизайнерам-энтузиастам.
Еще мы имеем горы ширпотреба из гавна и ниток, но зато со своим ДНК, закрывающиеся магазины и шоу-румы, горы одежды для самой нищенской аудитории, зато по низкой цене, городские одежные рынки, которые в полном составе перебираются на «витрины» маркетплейсов, горы одноразовой одежды из одноразовых тканей, но зато класса люкс и премиум (по низкой цене и без ДНК. Не все научились его создавать). Полное отсутствие профессиональных продавцов. Навыки продаж поглотили «автоматические воронки». И армию нытиков – все плохо, потому что у нас нет ничего своего (ткани, нитки, машинки, идеи, тренды и тд).
А кого у нас нет. А нет у нас серьезных инвесторов и людей, с деньгами, которые верят в наш рынок и сильные команды для продвижения Российских ТМ, хотя бы на местном рынке. А раз на рынке нет инвесторов, то и рынка нет.
Все взрывные взлеты отдельных дизайн-личностей, это ПУК в мире рашен-фешен. Дизайнера уже на подиуме нет, а душок еще витает в воздухе. Фабрику уже построили, но прибыли от нее никто не ждет. Бренд вроде создали и раскрутили, но оказался он для ценителей товаров с «Садовода», только в другой ценовой категории. Клиентов привлекать научились, но цена привлечения выше стоимости среднего чека.
Обороты миллионные, а NCF (cash flow) нет.
Если про Rock and roll уже много лет не утихают споры жив он или мертв, то про рашен-фешен можно сказать однозначно – ОН ЕЩЕ НЕ РОДИЛСЯ.
Наш фешен остановился в своем развитии на стадии зародыша. Пуповина присутствует, течет по ней мутная водица, вырабатываемая нашими дизайнерами-ремесленниками.
И пока богатые дяди и тети не захотят вливать в этот бизнес большие деньги, а дизайнеры не научатся продавать себя как дизайнеры (а не свой продукт бизнес-деятельности), то наш фешен еще долго будем пребывать в этом зачаточном состоянии.
У меня прогнозов по этому поводу нет. Но одно я знаю точно, это то что потребует от всех нас Новая экономика.
Вся власть перейдет к потребителю. Терпимость потребителя к заурядному и посредственному будет равна нулю. Деньги будут тратиться более осмысленно и доставаться они будут только профессиональным продажникам. Осторожный потребитель не купит у вас товар, пока не изучит вас и не решит, что вы достойны доверия. А оценивать он будет придирчиво.
Это и есть разумное потребление, а не то, что вам втирают на каждом углу.
Спасибо всем, кто смог дочитать. Уж очень накипело, да и жара сказывается.
Сергей Промохов.
ProCapitalist.ru
Жаркий август 2021.